Философия, мифология, религия Востока: художественные фильмы на буддийскую тематику
1. «Жизнь Миларепы» (2006) Нетен Чоклинг
2. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) Ким Ки Дук
3. «Дзен» (2009) Банмей Такахаси
4. «Смерть мастера чайной церемонии» (1989) Кэй Кумаи
5. «Маги и странники» (2003) Кхьенце Норбу
6. «Почему Бодхидхарма ушел на Восток?» (1989) Ён Гюн Пэ
7. «Путешествие на Запад: Покорение демонов» (2013) Стивен Чоу
8. «Кундун» (1997) Мартин Скорсезе
9. «Сиддхартха / На пути к истине» (1972) Конрад Рукс
10. «Маленький Будда» (1993) Бернардо Бертолуччи
1. «Жизнь Миларепы» (2006) Нетен Чоклинг
Фильм об учителе тибетского буддизма, знаменитом йоге-практике, поэте, авторе многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете, одном из основателей школы кагью Джецуне Миларепе, который первым (после двенадцати лет медитации) достиг состояния ваджрахары за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях. Тибетская устная и письменная традиция хранит огромное количество духовных стихов Миларепы. Режиссером картины является Нетен Чоклинг, лама из Западного Бутана
2. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) Ким Ки Дук
Шедевр корейского режиссера Ким Ки Дука. Западный зритель, падкий до «таинств азиатской души», скорее всего, воспримет фильм Кима, как «дзенское кино», что верно только отчасти: сон (местная ветвь секты чань-дзен) действительно является ведущим направлением современного корейского буддизма. Но Ким Ки Дук не делает акцент на том, к какой из школ принадлежат его персонажи. Задача снять «пособие по сон-буддизму для начинающих» едва ли смогла бы увлечь его. Режиссер стилизует, а порой симулирует религиозную обрядность. Преображает священные практики для собственных авторских нужд.
Никому не дано нарушить смену времен года, когда вначале все рождается, затем растет, а потом угасает. Ход жизни неподвластен даже двум монахам, живущим в плавучей хижине на озере, окруженном горами...
3. «Дзен» (2009) Банмей Такахаси
Очень красивый японский фильм глубже знакомит зрителя с традицией дзен-буддизма в Японии и китайским чань-буддизмом, а также с жизнью великого мастера и буддийского практика Догена.
Отбросить все, отдавая себя в руки Природы и просто сидеть в медитации. Это — сущность дзен-буддизма Догена. В 13-ом столетии Доген, молодой японский послушник, поехал в Китай в поисках учителя Истины. Там он встретил монаха, который учил его, что только медитация Дзэн — истинный путь к просветлению. Вернувшись просвещенным в Японию, он рискует своей жизнью, чтобы ввести дзен-буддизм, вдохновляя миллионы последователей, которые и в наши дни практикуют его учение во всем мире…
4. «Смерть мастера чайной церемонии» (1989) Кэй Кумаи (рус. субтитры)
Чайная церемония, которой посвящен фильм известного японского режиссера Кэя Кумаи, требует особого ментального порыва, ибо несет в себе религиозный смысл — испокон веков для самураев момент причащения к напитку уподобляется духовной подготовке человека к уходу в мир иной. «Смерть мастера чайной церемонии», в которой великолепно солирует Тосиро Мифунэ — картина сосредоточенно-ритуальная, где духовное начало ищет прямой, почти знаково-воплощенной поддержки в пластике, ритме, строгости декорационных форм, словно возложила на себя роль ориентира эстетической дисциплины, которая, судя по мнению многих, произрастает из незамутненной фольклорной традиции.
5. «Маги и странники» (2003) Кхьенце Норбу
Картина Кхьенце Норбу, буддийского ламы и тулку, также известного как Дзонгсар Кхьенце Ринпоче. Первый фильм, целиком снятый на территории Королевства Бутан, одной и самых зарытых стран мира, расположенной в Гималаях между Индией и Тибетом. Бутан — страна буддизма, чистоты и просветления, в поисках которых монахи много веков назад пришли на склоны Южных Гималаев и живут здесь до сих пор. В фильме использован традиционный способ повествования — рассказ в рассказе. Базовый мотив вставной легенды — волшебное забытье, когда за несколько кратких мгновений сновидец проживает целую жизнь, — излюбленная тема китайской литературы. В «Магах и странниках» она получает весьма отчетливую буддийскую окраску.
Сюжет повествует о молодом человеке по имени Дондуп, который несмотря на свое университетское образование, решает, что лучше собирать яблоки в Америке, нежели работать государственным чиновником в далекой деревушке. На своем пути в поисках лучшей жизни он встречает нескольких странников — монаха, торговца яблоками, изготовителя бумаги и его очаровательную дочь... По словам режиссера, история Дондупа была навеяна рассказом Ясунари Кавабата «Танцовщица из Идзу». История другого главного героя — Таши — имеет в основе буддийскую сказку о двух братьях, один из которых хотел стать колдуном. Фильм изображает традиционную бутанскую культуру, отражает традиционные особенности бутанского фольклора.
6. «Почему Бодхидхарма ушел на Восток?» (1989) Ён Гюн Пэ
В сборнике XIII века Мумонкан, содержащем 48 коанов, под номером 37 фигурирует вопрос «Почему Патриарх (Бодхидхарма) пришел с Запада?».
Корейский режиссер Ён Гюн Пэ, имевший профессию художника-живописца, создал свой фильм за 7 лет при помощи единственной кинокамеры и собственного монтажа. Картина стала призером кинофестиваля в Локарно и демонстрировалась на Каннском фестивале. Фильм касается темы этического конфликта между светской и монашеской жизнью, поднимает буддийскую и экзистенциальную проблематику. По сюжету, в отдаленном монастыре высоко в горах старый учитель, молодой монах и осиротевший мальчик посвящают себя учению Будды. Чувствуя приближение смерти, старик хочет избавить учеников от прошлых связей с внешним миром и указать путь к просветлению...
7. «Путешествие на Запад: Покорение демонов» (2013) Стивен Чоу
Фэнтезийная притча гонконгского режиссера Стивена Чоу по мотивам классического романа XVI века «Путешествие на Запад». Роман, состоящий из 100 глав, повествует о путешествии монаха Сюаньцзана по Шелковому пути в Индию за буддийскими сутрами. Однако главный герой вовсе не сам Сюаньцзан, а его спутник – царь обезьян Сунь Укун. Кроме царя обезьян вместе с монахом в Индию идут еще несколько персонажей, в частности, получеловек-полусвинья Чжу Бацзе, монах Ша Сэн и белый конь-дракон.
8. «Кундун» (1997) Мартин Скорсезе
Кундун – традиционное тибетское обращение к Далай-ламам (буквально обозначает «присутствие»). «Кундун» – великолепная историческая драма американского режиссера Мартина Скорсезе, рассказывающая о жизни и судьбе четырнадцатилетнего Далай-Ламы, одного из величайших религиозных деятелей нашей эпохи и духовного наставника буддистов всего мира. Хроника его детства и юности, наполненной тревогами за будущее древней нации, решительными попытками отстоять право Тибета на политическую и религиозную независимость... 4 номинации на премию «Оскар»: лучшая музыка к фильму (Филип Гласс), лучшая операторская работа (Роджер Дикинс), лучшая работа художника-постановщика, лучший дизайн костюмов.
9. «Сиддхартха / На пути к истине» (1972) Конрад Рукс
Прекрасная экранизация одноименного произведения Германа Гессе. Фильм американского писателя и режиссера Конрада Рукса рассказывает о духовном пути юноши, затем мужчины, позже старца — Сиддхартхи. Его искания напоминают путь его тезки Сиддхартхи Гаутамы, исторического Будды. Подобно ему, главный герой пытается принимать учения индийских мудрецов, практиковать предложенные ими методы избавления от страдания и смерти, чтобы, в конце концов, их отвергнуть.
Картина очень лаконично, но при этом емко передает главную идею книги великого немецкого писателя: «не существует совершенного учения, все учения ложные, так как не могут передать тот сокровенный опыт, который лежал в их основе. Человек должен сам искать истину в своем сердце. Истина покоится перед ним, она окутывает его и проникает в него. Истина и путь неотделимы от реального мира, они и есть этот мир. И к этому миру больше нечего добавить. То, что есть, то есть. То чего нет, того нет. Глаза по вертикали, а нос по горизонтали. Вот и все. А слова – это просто слова». Эта истина также не является оригинальной: о ней говорил и Будда, и мистики суфии, и индийские йоги. Но, тем не менее, люди по прежнему пытаются отыскать совершенное, единственно верное учение, которое даст ответы на их вопросы.
10. «Маленький Будда» (1993) Бернардо Бертолуччи
После смерти ламы Дорже из Тибета буддийские монахи начинают искать по всему миру детей, в которых могла воплотится душа умершего. Они находят американского мальчика Джесси и двух индусов — Раджу и Гиту, которые втроем стали объектом реинкарнации. Параллельно поведана легенда о принце Сиддхарте, который однажды начал свое восхождение к вершинам Духа...
Очень логично, что «буддист-любитель», как себя называл итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, в финальной картине своей «восточной трилогии» коснулся темы буддизма. В «Маленьком Будде» исполнена одна из сложных задач кинематографа — раскрытие философский смысла для широкого круга зрителей. Фильм будет понятен и интересен каждому, и маленьким детям — ровесникам главных героев, и взрослым, и ищущим, и уже нашедшим. Главные роли исполнили Бриджит Фонда, Крис Айзек и Киану Ривз, который играет самого Будду.